Основные мероприятия фцпро на гг.

25.06.2022

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

развития образования на 2016 - 2020 годы

Цель : создание условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.

Задачи: распространение структурных и технологических инноваций в среднем профессиональном и высшем образовании; развитие современных механизмов и технологий общего образования; реализация мер по развитию научнообразовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей; формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов; доля образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, в которых обеспечены условия для получения среднего профессионального и высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, в общем количестве таких организаций; доля образовательных организаций высшего образования, в которых внедрены индивидуальные учебные планы на вариативной основе, в общем количестве образовательных организаций высшего образования; доля учителей, освоивших методику препода­вания по межпредметным технологиям и реализующих ее в образовательном процессе.

Сроки и этапы реализации Программы

Программа будет реализована в 2016 - 2020 годах в 2 этапа.

Первый этап - 2016 - 2017 годы.

В результате реализации этого этапа будут апробированы и внедрены модели и комплексы мер, начатые в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы.

Второй этап - 2018 - 2020 годы.

В результате выполнения второго этапа произойдут принципиальные изменения структуры образовательных организаций в системе высшего образования и среднего профессионального образования и будут внедрены в практику новые механизмы их функционирования, ориентированные на перспективные среднесрочные и долгосрочные прогнозы социального и экономического развития Российской Федерации. Будет обеспечено распространение и практическое внедрение новых содержания и технологий общего (включая дошкольное) и дополнительного образования, реализованы эффективные механизмы вовлечения учащихся и студентов в социальную практику. Будет эффективно функционировать общероссийская независимая система оценки качества образования и образовательных результатов.

Основные результаты реализации Программы: сформирована сеть вузов, включая многопрофильные университеты, ориентирующиеся на ключевые отрасли региональных экономик, реализующие в том числе программы магистратуры и аспирантуры, ведущие активную исследовательскую и инновационную работу; внедрены новые федеральные образовательные стандарты высшего образования и среднего профессионального образования; запущены 200 программ дополнительного профессионального образования, соответствующих приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации; приняты современные программы обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по программам среднего профессионального и высшего образования; созданы в субъектах Российской Федерации ресурсные учебно-методические центры (не менее 30 центров во всех федеральных округах) по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе ведущих профессиональных образовательных организаций; создана в субъектах Российской Федерации инфраструктура психолого-педагогической, диагностической, консультативной помощи родителям с детьми от 0 до 3 лет; сформированы инструменты и ресурсы поддержки конкретных инноваций по реализации стандартов, принятых в системе общего образования для не менее чем 500 школ; обеспечена консультационная, экспертная и правовая поддержка реализации концепции школьного филологического образования, школьного географического образования, школьного технологического образования, школьного образования в сфере иностранных языков, внедрен историко-культурный стандарт; реализована комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций; проведены всероссийские конкурсы "Учитель года", "Воспитатель года", "Директор школы", "Заведующий детским садом"; обеспечена подготовка кадров, работающих в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью; внедрены образовательные программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в различных социокультурных условиях, в том числе для детей с особыми потребностями (одаренные дети, дети- инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья); сформирован банк лучших дополнительных общеобразовательных программ, в том числе для детей с особыми потребностями (одаренные дети, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети- инвалиды, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации); создана сеть региональных ресурсных центров для методического обеспечения, организации дополнительного профессионального образования педагогов дополнительного образования и координации деятельности образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы различной направленности, в том числе в сфере научно­технического творчества, робототехники; обеспечено внедрение профессиональных стандартов для педагога дополнительного образования, руководителя организации дополнительного образования; разработан банк инновационных программ подготовки и повышения квалификации педагогов и руководителей в системе дополнительного образования для использования субъектами Российской Федерации;

разработаны и реализованы программы развития компетенций учащихся и студентов в принятии решений, затрагивающих их интересы, в работе в органах самоуправления и коллегиального управления образовательных организаций и внедрены на постоянной основе в организации летнего и каникулярного отдыха и оздоровления детей; внедрены современные модели выявления, психолого-педагогического сопровождения талантливых детей; создана единая система интеллектуальных и творческих состязаний, способствующая выявлению и сопровождению одаренных учащихся и студентов; обновлены и созданы новые методики работы с одаренными детьми; внедрены современные технологии выявления талантливых учащихся и студентов.

    Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Важно продолжить уже начатые преобразования, призванные обеспечить переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной, социально ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех, развитию образования, связанному с мировой и отечественной фундаментальной наукой, ориентированному на формирование творческой социально ответственной личности.

Реализация Программы будет происходить в условиях серьезных вызовов. К первому вызову следует отнести кризисные явления в экономике Российской Федерации, которые будут приходиться на период реализации Программы. Структурные и институциональные изменения экономики страны являются не только сопровождающими обстоятельствами реализации задач развития образования, но и формируют новые вызовы, задают новые цели. Реализация Программы должна предусматривать вариативность сценариев развития социально­экономической ситуации в стране и сохранить в приоритете долгосрочные цели.

Еще одним серьезным вызовом, в условиях которого будет осуществляться Программа, станет новый этап технологического развития глобальной экономики. Этот этап будет характеризоваться наращиванием экономиками различных стран финансовых вложений в такие области, как новые материалы, нанотехнологии, информационные технологии, фармацевтика и биотехнологии, микроэлектроника, системотехника, фотоника. Высокими темпами уже обновляются и будут продолжать обновляться технологии в образовании.

В связи с этим в рамках Программы должны быть решены задачи, связанные с достижением высокого стандарта качества содержания и технологий на всех уровнях образования - профессиональном (включая высшее), общем и дополнительном, а также достижением качественно нового уровня развития молодежной политики, повышением доступности программ социализации учащихся и студентов для успешного их вовлечения в социальную практику.

Программа будет осуществляться в условиях реализации в полном объеме Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"..

    Основные цель и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, перечень целевых индикаторов и показателей, отражающих ход ее выполнения

Целью Программы является создание условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.

Указанная цель будет достигнута в процессе решения следующих задач:

задача 1 "Создание и распространение структурных и

технологических инноваций в среднем профессиональном и высшем образовании";

задача 2 "Развитие современных механизмов и технологий общего образования";

задача 3 "Реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей";

задача 4 "Создание инфраструктуры, обеспечивающей условия подготовки кадров для современной экономики";

задача 5 "Формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов".

Реализация задачи 1 обеспечит модернизацию образовательных программ, технологий и содержания образовательного процесса в образовании через внедрение новых вариативных образовательных программ на основе индивидуализации образовательных траекторий, а также технологий проектного обучения. Не менее важным условием эффективного решения поставленной задачи станет успешная реализация мероприятий, направленных на развитие современной инфраструктуры образования, в том числе для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Задача 2 предусматривает реализацию мероприятий, направленных на обеспечение внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и общего образования, образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Важным элементом данной задачи станет поддержка инноваций в сфере образования по актуальным проблемам, в том числе в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Будет обеспечена реализация Концепции развития математического образования в Российской Федерации, а также концепций развития других предметных областей.

В рамках задачи 2 будут осуществлены меры по повышению профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, в том числе обеспечено сопровождение внедрения профессиональных стандартов педагога и руководителя, апробированы современные модели педагогического лидерства, эффективного преподавания, профессиональных сообществ обучающихся.

Задача 3 направлена на создание условий, обеспечивающих развитие мотивации и способностей подрастающих поколений в познании, творчестве, труде и спорте, формирование активной гражданской позиции, культуры здорового образа жизни.

В рамках задачи 3 будет реализован комплекс мер, направленных как на поддержку институтов дополнительного образования детей, так и на распространение успешного опыта реализации современных востребованных образовательных программ дополнительного образования. Будет обеспечено совершенствование кадрового потенциала системы дополнительного образования детей.

В рамках задачи 4 предполагается создание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей доступность образования независимо от места проживания обучающихся, обеспечение реализации индивидуальных траекторий обучающихся и их участия в территориально - распределенных сетевых образовательных программах, социальную ориентированность мероприятий, связанных с обеспеченностью доступа детей с ограниченными возможностями здоровья или детей и молодежи из социально слабозащищенных групп населения к получению общего, профессионального и дополнительного образования, в том числе в образовательных организациях, расположенных в различных субъектах Российской Федерации.

В рамках задачи 5 будут осуществлены мероприятия по развитию независимой системы оценки качества в среднем профессиональном и высшем образовании, в том числе посредством создания новых механизмов системы оценки качества функционирования образовательных организаций. При решении указанной задачи будет обеспечено формирование качественно нового отношения обучающихся и образовательных организаций к качеству образования и к получаемым по его итогам компетенциям, процедурам и механизмам их измерения и оценки.

В рамках Программы в этой связи будет создана национально - региональная система независимого мониторинга и оценки качества образования на всех его уровнях. Под национально-региональной системой независимого мониторинга и оценки качества образования нужно понимать систему внешней оценки результатов образования в интересах личности, общества, рынка труда, государства и непосредственно самой системы образования. Предполагается обеспечить создание новых инструментов и оценочных процедур (включая международные исследования качества образования) как в общем, так и в профессиональном образовании, а также развитие контрольно-надзорных механизмов на всех уровнях образования.

    Мероприятия Программы и комплексные проекты, обеспечивающие реализацию задач Программы

Решение задач Программы обеспечивается путем реализации системы соответствующих мероприятий и комплексных проектов:

Создание сети школ, реализующих инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания, через конкурсную поддержку школьных инициатив и сетевых проектов;

Развитие механизмов вовлеченности родителей в образование, общественного участия в управлении образованием;

комплексный проект "Создание в субъектах Российской Федерации инфраструктуры психолого-педагогической, диагностической, консультативной помощи родителям с детьми от 0 до 3 лет".

будет обеспечена поддержка региональных программ развития дошкольного образования, внедрены новые федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования;

будут созданы условия для государственно-частного партнерства в сфере дошкольного образования.

Будет реализован комплексный проект "Создание национального инкубатора образовательных инноваций в системе общего образования".

будет реализован новый профессиональный стандарт педагога; будут разработаны, апробированы и внедрены профессиональные стандарты педагога-психолога, учителя-дефектолога; профессиональный стандарт руководителя дошкольной и (или) общеобразовательной организации;

будут усовершенствованы профессиональные конкурсы для педагогических и руководящих работников общеобразовательных организаций, в том числе обновлены всероссийские конкурсы "Учитель года", "Воспитатель года", "Директор школы", "Заведующий детским садом";

будет реализован комплексный проект "Российский родительский университет", в рамках проекта на конкурсной основе будут поддержаны проекты по проведению информационно-просветительской и образовательной работы с родителями, направленной на:

информирование родителей о их правах и обязанностях в сфере образования, возможностях реализации запросов на получение качественного дошкольного, общего и дополнительного образования;

формирование компетенций родителей в развитии и воспитании детей, получение ими знаний основ детской психологии.

Предусмотрено также реализация мероприятий: "Создание механизмов вовлечения учащихся и студентов в активную социальную практику, привлечения обучающихся образовательных организаций в принятие решений, затрагивающих их интересы"; "Создание необходимых условий для выявления и развития творческих и интеллектуальных способностей талантливых учащихся и студентов".

Будут реализованы модели сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, промышленных предприятий и бизнес-структур, в том числе в сфере научно-технического творчества, робототехники;

будут разработаны и внедрены во всех регионах современные модели организации отдыха и оздоровления детей, дополнительного образования детей в каникулярный период;

будут разработаны и внедрены современные стандарты, методики и программы охраны и укрепления здоровья детей в образовательном процессе, формирования здорового образа жизни.

Будет реализован комплексный проект "Развитие общенациональной системы выявления и развития молодых талантов", направленный на развитие интеллектуальных и творческих конкурсных мероприятий для учащихся и студентов.

Федеральную поддержку на конкурсной основе получат всероссийские и межрегиональные мероприятия, охватывающие значительную аудиторию, имеющие успешный опыт реализации и механизмы информационной поддержки, а также способствующие интеллектуальному и творческому развитию учащихся и студентов, формированию у них новых навыков и компетенций.

В результате реализации мероприятия:

будут внедрены современные модели выявления, психолого­педагогического сопровождения талантливых детей;

будет обеспечено ежегодное проведение Всероссийской олимпиады школьников по 24 общеобразовательным предметам;

будет обеспечено ежегодное проведение учебно-тренировочных сборов по подготовке сборных команд Российской Федерации к участию в 8 международных олимпиадах по общеобразовательным предметам.

В рамках задачи "Формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов" предусмотрена реализация следующих мероприятий:

развитие технологического обеспечения процедур оценки качества образования;

сформировано единое информационное поле для информационного сопровождения процедур оценки качества образования.

будет сформирован фонд оценочных средств для проведения процедур контроля и оценки качества общего образования на федеральном и региональном уровнях;

будет обеспечено функционирование системы мониторинга оценки качества общего образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

будет обеспечено развитие процедур государственной итоговой аттестации по программам основного общего и среднего общего образования, в том числе на основании регионального опыта.

Будет обеспечено внедрение системы хронологической оценки учебных достижений обучающихся в среднем профессиональном и высшем образовании.

будет обеспечено создание единых оценочных средств для оценки образовательных достижений выпускников по программам среднего профессионального и высшего образования.

В части информационного сопровождения хода реализации Программы и формирования позитивного имиджа мероприятий Программы будет обеспечено:

проведение постоянной оценки общественного мнения в рамках реализации отдельных проектов и Программы в целом;

информационное сопровождение всего комплекса проектов и мероприятий Программы.

    Механизм реализации Программы

При формировании проектов Программы используются механизмы, обеспечивающие следующие подходы:

управление, при котором реализация Программы должна обеспечить достижение результатов, измеряемых на основе системы целевых показателей;

целевой подход, при котором решение задач Программы должно быть направлено на системные изменения в сфере образования;

комплексный подход, предусматривающий аналитическое обоснование, научно-методическое сопровождение, получение результатов, апробацию и внедрение результатов, нормативное правовое обеспечение, а также кадровое, информационное и материально­техническое обеспечение.

Одним из основных механизмов формирования проектов Программы является механизм обратной связи, обеспечивающий широкое привлечение общественности и научно-педагогического сообщества к разработке проектов Программы, а также к ее реализации и оценке результатов реализации Программы.

    Оценка социально-экономической эффективности Программы

Эффективность реализации Программы будет обеспечена путем внедрения новых подходов, методик и технологий на всех уровнях системы образования на основе инвестиций в научно-исследовательские проекты с последующим внедрением полученных результатов, а также путем использования принципов программно-целевого подхода.

При этом важнейшим показателем эффективности будет являться высокая степень соотношения выгоды от реализации Программы на макроэкономическом уровне (рост валового внутреннего продукта, увеличение доли образовательных услуг в валовом внутреннем продукте, снижение уровня безработицы среди граждан, имеющих высшее и (или) среднее профессиональное образование, снижение затрат на реализацию механизмов социальной адаптации для социально уязвимых групп населения) и инвестиций в Программу.

Реализация Программы приведет к достижению следующих конечных результатов:

будет сформирована сеть опорных региональных университетов;

будут внедрены новые федеральные образовательные стандарты среднего профессионального и высшего образования;

будут проведены международные и всероссийские олимпиады (конкурсы) профессионального мастерства среди студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования и высшего образования;

будет создана инфраструктура, обеспечивающая хранение данных об образовательных достижениях граждан и работников (образовательный паспорт);

будут запущены 200 программ дополнительного профессионального образования, соответствующих приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации;

будут приняты и начнут использоваться современные программы обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по программам среднего профессионального и высшего образования;

будут созданы в субъектах Российской Федерации ресурсные учебно-методические центры (не менее 30 центров во всех федеральных округах) по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе ведущих профессиональных образовательных организаций;

будет создана в субъектах Российской Федерации инфраструктура психолого-педагогической, диагностической, консультативной помощи родителям с детьми в возрасте от 0 до 3 лет (поддержка на конкурсной основе не менее 15 субъектов Российской Федерации);

будет обеспечена финансовая, консультационная, экспертная и правовая поддержка реализации концепций школьного филологического образования, школьного географического образования, школьного технологического образования, школьного образования в сфере иностранных языков, внедрен историко-культурный стандарт;

будут внедрены образовательные программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в различных социокультурных условиях, в том числе для детей с особыми потребностями (одаренные дети, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья);

будут внедрены пилотные проекты обновления содержания и технологий дополнительного образования путем поддержки на конкурсной основе (не менее 20 субъектов Российской Федерации);

будет сформирован банк лучших дополнительных общеобразовательных программ, в том числе для детей с особыми потребностями (одаренные дети, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации);

будут разработаны и реализованы программы развития компетенций учащихся и студентов в принятии решений, затрагивающих их интересы, работе в органах самоуправления и коллегиального управления образовательных организаций и внедрены на постоянной основе в организации летнего и каникулярного отдыха и оздоровления детей;

будут внедрены современные модели выявления и психолого­педагогического сопровождения талантливых детей;

будет создана единая система интеллектуальных и творческих состязаний, способствующая выявлению и сопровождению одаренных учащихся и студентов;

будут обновлены и созданы новые методики работы с одаренными детьми;

будут внедрены современные технологии выявления талантливых учащихся и студентов;

будет обеспечено функционирование системы мониторинга оценки образовательных результатов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Официальный сайт №1

Ихилов – одна из самых крупных и современных государственных больниц Израиля. Она находится в Тель-Авиве, в центре города, в тихом зеленом районе, в 30 минут ходьбы от пляжей Средиземного моря.

Здесь работают более 100 известных профессоров. В клинике лечатся как израильтяне, так и иностранные пациенты.

Ихилов - ведущая больница Израиля

Больнице Ихилов более 100 лет. За это время она превратилась из небольшого медпункта в крупную университетскую клинику и медицинский центр национального значения. Сюда поступают пациенты со всей страны с самыми сложными заболеваниями.

Сейчас в больнице работают более 1100 врачей высшей квалификации и более 1750 дипломированных медицинских сестер.43 отделения больницы включают 1050 койко-мест. Каждый год в стационаре медцентра проходят лечение около 94 000 человек, а амбулаторно лечатся более 1,1 млн человек. 181 000 пациентов получают первую помощь в приемном покое медцентра. Ежегодно в операционных медцентра Ихилов проводится более 25 тыс. хирургических вмешательств, а в родильном отделении – более 10 тыс. родов.

Почему стоит обратиться в медцентр Ихилов

Лечение у лучших врачей Израиля. В клинике Ихилов работают наиболее известные и опытные профессора в различных областях медицины. Здесь есть узкие специалисты по любому заболеванию. Современное оборудование. Клиника располагает оборудованием последнего поколения. Здесь имеются:

1. Уникальная роботизированная хирургическая система DaVinci Xi.

2. Системы нейронавигации для операций на головном мозге и позвоночнике.

3. Новейшие линейные ускорители для лучевой терапии и радиохирургии.

Наименование Программы-Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы Дата принятия решения о разработке Программы (наименование и номер соответствующего нормативного акта)-распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 2765-р Государственные заказчики Программы-Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Государственный заказчик - координатор Программы-Министерство образования и науки Российской Федерации Основные разработчики Программы-Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Цель и задачи Программы-целью Программы является создание условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.Задачами Программы являются:создание и распространение структурных и технологических инноваций в среднем профессиональном и высшем образовании;развитие современных механизмов и технологий общего образования;реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей;создание инфраструктуры, обеспечивающей условия подготовки кадров для современной экономики;формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы-доля образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, в которых обеспечены условия для получения среднего профессионального и высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, в общем количестве таких организаций;доля образовательных организаций высшего образования, в которых внедрены индивидуальные учебные планы на вариативной основе, в общем количестве образовательных организаций высшего образования;доля средних профессиональных образовательных организаций, в которых осуществляется подготовка кадров по 50 наиболее перспективным и востребованным на рынке труда профессиям и специальностям, требующим среднего профессионального образования, в общем количестве средних профессиональных образовательных организаций;доля образовательных организаций высшего образования, в которых внедрена система мониторинга трудоустройства и карьеры выпускников, в общем количестве образовательных организаций высшего образования;доля студентов средних профессиональных образовательных организаций, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели (включая организацию учебной и производственной практики, предоставление оборудования и материалов, участие в разработке образовательных программ и оценке результатов их освоения, проведении учебных занятий), в общей численности студентов профессиональных образовательных организаций; удельный вес численности детей, получающих дошкольное образование в негосударственном секторе, в общей численности детей, получающих дошкольное образование;доля учителей, освоивших методику преподавания по межпредметным технологиям и реализующих ее в образовательном процессе, в общей численности учителей;доля региональных систем общего образования, в которых разработаны и реализуются мероприятия по повышению качества образования в общеобразовательных организациях, показавших низкие образовательные результаты по итогам учебного года, и в общеобразовательных организациях, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в общем количестве региональных систем общего образования;доля организаций среднего профессионального и высшего образования, организующих проведение национальных заочных школ и ежегодных сезонных школ для мотивированных школьников, в общем количестве таких организаций (отдельно в отношении организаций среднего профессионального образования и организаций высшего образования);доля субъектов Российской Федерации, в которых реализуется модель персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, в общем количестве субъектов Российской Федерации;количество мест в общежитиях для студентов, введенных в эксплуатацию с начала реализации Программы;доля субъектов Российской Федерации, в которых созданы и функционируют региональные системы оценки качества дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования, в общем количестве субъектов Российской Федерации;доля педагогических работников образовательных организаций, прошедших переподготовку или повышение квалификации по вопросам образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в общей численности педагогических работников, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья; доля образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы, в которых созданы современные материально-технические условия в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в общем числе организаций, реализующих адаптированные образовательные программы;доля региональных систем образования, в которых разработаны и распространены для использования оценочные инструменты (на основе международных) в целях проведения внутрирегионального анализа и оценки качества образования, в общем количестве региональных систем образования;доля образовательных организаций высшего образования, которые используют в своей деятельности единые оценочные материалы для итоговой аттестации выпускников, в общем количестве образовательных организаций высшего образования;доля специальностей среднего профессионального образования, по которым выпускники основных образовательных программ проходят сертификацию квалификаций, в общем количестве специальностей среднего профессионального образования Сроки и этапы реализации Программы-Программа будет реализована в 2016 - 2020 годах в 2 этапа.Первый этап - 2016 - 2017 годы.В результате реализации этого этапа будут апробированы и внедрены модели и комплексы мер, начатые в рамках развития образования на 2011 - 2015 годы. В ходе данного этапа будут обеспечены гибкое и эффективное обновление и корректировка внедряемых моделей и проводимых мероприятий с учетом произошедших изменений нормативно-правовых оснований и складывающейся правоприменительной практики, а также завершено строительство объектов, начатое ранее в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы.Второй этап - 2018 - 2020 годы.В результате выполнения второго этапа произойдут принципиальные изменения структуры образовательных организаций в системе высшего образования и среднего профессионального образования и будут внедрены в практику новые механизмы их функционирования, ориентированные на перспективные среднесрочные и долгосрочные прогнозы социального и экономического развития Российской Федерации. Получат широкое распространение новые образовательные программы магистратуры и аспирантуры и технологии их реализации. Будет обеспечено распространение и практическое внедрение новых содержания и технологий общего (включая дошкольное) и дополнительного образования, реализованы эффективные механизмы вовлечения учащихся и студентов в социальную практику. Будет эффективно функционировать общероссийская независимая система оценки качества образования и образовательных результатов, основанная на принципах профессионально-общественного участия. Будет обеспечено эффективное управление системой образования в ее новых качественных параметрах, достигнутых в ходе реализации мероприятий Программы. Будут реализованы инвестиционные проекты по строительству объектов социальной, учебно-лабораторной, физкультурно-спортивной, хозяйственной и коммунальной инфраструктуры. При завершении второго этапа будет достигнута цель и решены задачи Программы Объемы и источникифинансированияПрограммы-объем финансирования мероприятий Программы (в ценах соответствующих лет) составит:общий объем - 112987,1 млн. рублей,в том числе:за счет средств федерального бюджета - 88365,71 млн. рублей, из них субсидии субъектам Российской Федерации - 13343,54 млн. рублей и субсидии юридическим лицам - 420 млн. рублей; за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 13763,54 млн. рублей;за счет внебюджетных источников - 10857,85 млн. рублей Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и ее социально-экономическая эффективность-основные результаты реализации Программы:сформирована сеть вузов, включая многопрофильные университеты, ориентирующиеся на ключевые отрасли региональных экономик, реализующие в том числе программы магистратуры и аспирантуры, ведущие активную исследовательскую и инновационную работу;внедрены новые федеральные образовательные стандарты высшего образования и среднего профессионального образования;200 тыс. работников прошли переподготовку и повышение квалификации по 50 востребованным и перспективным профессиям и специальностям профессионального образования в не менее чем в 50 процентах профессиональных образовательных организациях;внедрены во всех субъектах Российской Федерации новые механизмы участия работодателей в решении задач обеспечения предприятий квалифицированными кадрами;проведены международные и всероссийские олимпиады (конкурсы) профессионального мастерства среди студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования и высшего образования;разработаны и внедрены программы предпринимательского образования и поддержки предпринимательских инициатив;создана инфраструктура, обеспечивающая хранение данных об образовательных достижениях граждан и работников (образовательный паспорт);обучены 100 тыс. человек по программам самозанятости, развития малого бизнеса, формирования информационной, финансовой и правовой грамотности;запущены 200 программ дополнительного профессионального образования, соответствующих приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации;приняты и используются современные программы обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по программам среднего профессионального и высшего образования;созданы в субъектах Российской Федерации ресурсные учебно-методические центры (не менее 30 центров во всех федеральных округах) по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе ведущих профессиональных образовательных организаций;организованы конкурсы (в субъектах Российской Федерации не реже 1 раза в 2 года) профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; проведена переподготовка руководящего состава в образовательных организациях профессионального образования (не менее 100 организаций);создана в субъектах Российской Федерации инфраструктура психолого-педагогической, диагностической, консультативной помощи родителям с детьми от 0 до 3 лет (поддержка на конкурсной основе не менее 15 субъектов Российской Федерации);внедрены меры по привлечению частных инвесторов при строительстве помещений частных детских садов;поддержаны на конкурсной основе не менее 20 субъектов Российской Федерации, внедряющих современные модели поддержки школ с низкими результатами обучения и функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, распространены и внедрены результаты в не менее чем 70 субъектах Российской Федерации;обеспечен комплексный мониторинг результативности поддержанных проектов, включая мониторинг размера привлеченных инвестиций, количества продаж (для коммерческих продуктов) или использований (для некоммерческих проектов);поддержаны конкурсы образовательных инноваций (не менее 5 конкурсов ежегодно) по актуальным проблемам развития образования;сформированы инструменты и ресурсы поддержки конкретных инноваций по реализации стандартов, принятых в системе общего образования для не менее чем 500 школ;разработаны правовые и финансовые механизмы реализации инновационных моделей образовательных организаций;созданы методические сети по распространению конкретных образовательных технологий (не менее 30 сетей);обеспечена финансовая, консультационная, экспертная и правовая поддержка реализации концепции школьного филологического образования, школьного географического образования, школьного технологического образования, школьного образования в сфере иностранных языков, внедрен историко-культурный стандарт;реализована комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций;проведены всероссийские конкурсы "Учитель года", "Воспитатель года", "Директор школы", "Заведующий детским садом";обеспечена подготовка кадров (не менее 40 тыс. человек), работающих в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью; внедрены образовательные программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в различных социокультурных условиях, в том числе для детей с особыми потребностями (одаренные дети, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья);реализованы 4 проекта по разработке новых моделей и технологий дополнительного образования;внедрены пилотные проекты обновления содержания и технологий дополнительного образования путем поддержки на конкурсной основе (не менее 20 субъектов Российской Федерации);сформирован банк лучших дополнительных общеобразовательных программ, в том числе для детей с особыми потребностями (одаренные дети, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации);создана сеть региональных ресурсных центров для методического обеспечения, организации дополнительного профессионального образования педагогов дополнительного образования и координации деятельности образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы различной направленности, в том числе в сфере научно-технического творчества, робототехники;обеспечено внедрение профессиональных стандартов для педагога дополнительного образования, руководителя организации дополнительного образования;разработан банк инновационных программ подготовки и повышения квалификации педагогов и руководителей в системе дополнительного образования для использования субъектами Российской Федерации;распространена модель персонифицированного финансирования в регионах (не менее 20 субъектов Российской Федерации), отобранных на конкурсной основе;для всех субъектов Российской Федерации разработан механизм перехода к нормативно-подушевому финансированию реализации дополнительных общеобразовательных программ, созданы равные условия доступа к финансированию за счет бюджетных ассигнований государственных, муниципальных и частных организаций дополнительного образования детей; проведены регулярные сезонные школы (конференции, семинары) для активных участников социальных проектов; реализована поддержка межрегиональных сетей участников социальных проектов; обеспечена поддержка проектов вовлечения учащихся и студентов в волонтерские проекты;разработаны и реализованы программы развития компетенций учащихся и студентов в принятии решений, затрагивающих их интересы, в работе в органах самоуправления и коллегиального управления образовательных организаций и внедрены на постоянной основе в организации летнего и каникулярного отдыха и оздоровления детей; внедрены современные модели выявления, психолого-педагогического сопровождения талантливых детей;создана единая система интеллектуальных и творческих состязаний, способствующая выявлению и сопровождению одаренных учащихся и студентов;обновлены и созданы новые методики работы с одаренными детьми;внедрены современные технологии выявления талантливых учащихся и студентов;поддержано создание и реализация программ развития не менее 4 новых специальных учебно-научных центров для обеспечения территориальной доступности высокоуровневого обучения для талантливых учащихся в ведущих университетах;реализованы мероприятия по строительству объектов социальной, учебно-лабораторной, физкультурно-спортивной, хозяйственной и коммунальной инфраструктуры;восполнен дефицит мест в общежитиях для иногородних студентов;обеспечена подготовка не менее 2000 специалистов по оценке качества общего образования и оценочным материалам;обеспечено функционирование системы мониторинга оценки образовательных результатов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;внедрены во всех субъектах Российской Федерации системы контроля качества среднего профессионального и высшего образования на основе развития контрольно-надзорных механизмов на всех уровнях системы образования;не менее 50 процентов вузов и организаций среднего профессионального образования используют добровольно единые оценочные материалы для итоговой аттестации выпускников;обеспечено участие Российской Федерации в значимых (не менее 7) международных сравнительных исследованиях качества образования;разработаны оригинальные российские инструменты оценки качества образования, конкурентоспособные на международном рынке (не менее 5);создана информационная система пообъектного сбора данных в системе образования, обеспечивающая автоматическую генерацию показателей мониторинга системы образования; поддержаны лучшие проекты, направленные на развитие региональных и муниципальных систем по вопросам образования (новых технологий управления, оценки эффективности и результативности), мониторинга системы образования и использования его результатов в практике; модернизирован инструментарий статистического наблюдения в сфере образования;осуществлено экспертно-аналитическое, экспертно-организационное и мониторинговое сопровождение реализации мероприятий Программы;внедрены информационно-коммуникационные инструменты и технологические механизмы комплексного управления Программой

В утвержденной Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что после завершения к середине минувшего десятилетия перехода Российской Федерации к рыночной экономической системе и создания системы базовых правовых норм и других институтов, обеспечивающих развитие рыночных отношений, основной задачей, стоящей на повестке дня в среднесрочной и долгосрочной перспективе, является задача повышения эффективности этих институтов.

Важно продолжить уже начатые преобразования, призванные обеспечить переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной, социально ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех, развитию образования, связанному с мировой и отечественной фундаментальной наукой, ориентированному на формирование творческой социально ответственной личности.

Реализация Программы будет происходить в условиях серьезных вызовов. К первому вызову следует отнести кризисные явления в экономике Российской Федерации, которые будут приходиться на период реализации Программы. Структурные и институциональные изменения экономики страны являются не только сопровождающими обстоятельствами реализации задач развития образования, но и формируют новые вызовы, задают новые цели. Реализация Программы должна предусматривать вариативность сценариев развития социально-экономической ситуации в стране и сохранить в приоритете долгосрочные цели.

Еще одним серьезным вызовом, в условиях которого будет осуществляться Программа, станет новый этап технологического развития глобальной экономики. Этот этап будет характеризоваться наращиванием экономиками различных стран финансовых вложений в такие области, как новые материалы, нанотехнологии, информационные технологии, фармацевтика и биотехнологии, микроэлектроника, системотехника, фотоника. Высокими темпами уже обновляются и будут продолжать обновляться технологии в образовании.

В связи с этим в рамках Программы должны быть решены задачи, связанные с достижением высокого стандарта качества содержания и технологий на всех уровнях образования - профессиональном (включая высшее), общем и дополнительном, а также достижением качественно нового уровня развития молодежной политики, повышением доступности программ социализации учащихся и студентов для успешного их вовлечения в социальную практику.

Реализация ряда задач, носящих инновационный характер и затрагивающих комплексные проекты, требует задействования участников, относящихся к разным уровням бюджетной системы, а также их координации по времени, по срокам и направленности действий в рамках реализуемых мероприятий, транспарентности и единых нормативно-правовых механизмов. на 2011 - 2015 годы была призвана обеспечить организационно-финансовые условия для реализации таких проектов. Благодаря указанной федеральной целевой программе стал возможен целый ряд важнейших мероприятий, носящих комплексный характер, направленных на модернизацию и развитие системы образования, обеспечивающих выполнение системных поручений Президента Российской Федерации и решений Правительства Российской Федерации, в том числе связанных с развитием современной инфраструктуры системы дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, внедрением новых организационно-финансовых механизмов функционирования системы образования, повышением доступности образования для учащихся и студентов с особыми образовательными нуждами, одаренных учащихся и талантливых студентов, развитием независимой системы оценки качества образования. Использование Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы в качестве основного инструмента программно-целевого управления сделало возможным адресную целевую поддержку инициатив, направленных на инновационное развитие системы образования, внедрение новых образовательных технологий, обеспечение развития кадрового потенциала системы образования в рамках реализации скоординированных задач федеральной государственной образовательной политики.

Очевидно, что в настоящее время и в среднесрочной перспективе не существует альтернативы программно-целевым инструментам управления инновационным развитием системы образования. Федеральная целевая программа развития образования является не только этим инструментом, но также важнейшим средством координации действий Правительства Российской Федерации в сфере образования на федеральным региональным, муниципальном уровнях и уровне образовательных организаций. Гибкость программно-целевого инструмента управления в виде федеральной целевой программы позволяет своевременно менять акценты в планируемых и реализуемых проектах с учетом установок и требований, предъявляемых всеми органами государственной власти и управления в рамках декларируемых государственных приоритетов. С учетом этих факторов Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы (далее - Программа) рассматривается как организационно-управленческий механизм обеспечения преемственности в реализации государственной политики в сфере образования, инструмент обеспечения непрерывности и эффективности реализации Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, важнейшее условие для поддержания антикризисных мер Правительства Российской Федерации в области обеспечения стабильности социальной политики и, наконец, определяющий фактор, обеспечивающий инновационное развитие экономики Российской Федерации в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Задачи, которые будут решаться в рамках Программы, носят межотраслевой характер и направлены на все уровни системы образования, в том числе на образовательные организации, находящиеся в разной ведомственной подчиненности. Реализация Программы призвана также не допустить территориальных диспропорций и сохранить единое образовательное пространство в условиях инновационных изменений, носящих системный характер.

Программа будет осуществляться в условиях реализации в полном объеме "Об образовании в Российской Федерации". Указанный Федеральный закон закрепил в правовом поле большинство из тех норм, которые были изначально разработаны и экспериментально апробированы в рамках реализации развития образования на 2011 - 2015 годы. Однако выработка реальных практических механизмов для успешной реализации ряда норм Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" возможна только в рамках программно-целевых механизмов управления. Это позволит также избежать правовых коллизий и тупиков, связанных с многоуровневым распределением полномочий в сфере образования между Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями и образовательными организациями. Кроме того, именно федеральная целевая программа развития образования останется важнейшим инструментом для совершенствования нормативно-правовых основ функционирования системы образования в условиях изменяющегося нормативно-правового базиса экономики и социальной сферы.

Целью Программы является создание условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.

Задача 3 "Реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей";

В рамках решения будет осуществлена институциональная модернизация системы среднего профессионального и высшего образования, в том числе посредством разработки, апробации и внедрения новых моделей вузов, создания условий для профессионального развития, в том числе с использованием ранее созданных инфраструктурных элементов - межрегиональных отраслевых ресурсных центров, межрегиональных центров прикладных квалификаций, центров оценки сертификации квалификаций.

Реализация обеспечит совершенствование моделей обучения по программам аспирантуры и магистратуры, модернизацию образовательных программ, технологий и содержания образовательного процесса в среднем профессиональном и высшем образовании через внедрение новых вариативных образовательных программ на основе индивидуализации образовательных траекторий, а также технологий проектного обучения. Не менее важным условием эффективного решения поставленной задачи станет успешная реализация мероприятий, направленных на развитие современной инфраструктуры образования, в том числе для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Задача 2 предусматривает реализацию мероприятий, направленных на обеспечение внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и общего образования, образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Это подразумевает создание условий для развития современной образовательной среды как средствами поддержки внедрения новых образовательных технологий и обновления содержания образования, так и через сопровождение совершенствования инфраструктуры образования, которое будет поддержано с помощью механизмов частно-государственного партнерства, распространение инновационного опыта посредством стимулирования создания инновационных методических сетей и консорциумов образовательных и научных организаций. Кроме того, важным элементом данной задачи станет поддержка инноваций в сфере образования по актуальным проблемам, в том числе в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Будет продолжена работа по поддержке органов управления образованием субъектов Российской Федерации в организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Обеспечение внедрения федерального государственного образовательного стандарта также подразумевает комплекс мероприятий, направленных на сопровождение школ с низкими результатами обучения и школ, находящихся в неблагоприятных социальных условиях, с одной стороны, а также поддержку лидеров - школ с высокими результатами обучения, которые могут стать ресурсными центрами. Будет обеспечена реализация Концепции развития математического образования в Российской Федерации, а также концепций развития других предметных областей.

В рамках задачи 3 будет реализован комплекс мер, направленных как на поддержку институтов дополнительного образования детей, в том числе региональных систем дополнительного образования, так и на распространение успешного опыта реализации современных востребованных образовательных программ дополнительного образования. Важным приоритетом в рамках данной задачи станет развитие и внедрение новых организационно-экономических и управленческих механизмов функционирования системы дополнительного образования детей. Будет обеспечено совершенствование кадрового потенциала системы дополнительного образования детей.

В рамках задачи 4 предполагается создание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей доступность образования независимо от места проживания обучающихся, повышение конкурентоспособности российского образования, обновление кадрового потенциала преподавательского и административного состава, обеспечение реализации индивидуальных траекторий обучающихся и их участия в территориально-распределенных сетевых образовательных программах, социальную ориентированность мероприятий, связанных с обеспеченностью доступа детей с ограниченными возможностями здоровья или детей и молодежи из социально слабозащищенных групп населения к получению общего, профессионального и дополнительного образования, в том числе в образовательных организациях, расположенных в различных субъектах Российской Федерации.

В рамках задачи 5 будут осуществлены мероприятия по развитию независимой системы оценки качества в среднем профессиональном и высшем образовании, в том числе посредством создания новых механизмов системы оценки качества функционирования образовательных организаций посредством механизмов профессионально-общественной и общественной аккредитации образовательных программ. Будут поддержаны меры по развитию системы сертификации квалификаций.

При решении указанной задачи будет обеспечено формирование качественно нового отношения обучающихся и образовательных организаций к качеству образования и к получаемым по его итогам компетенциям, процедурам и механизмам их измерения и оценки. В рамках Программы в этой связи будет создана национально-региональная система независимого мониторинга и оценки качества образования на всех его уровнях. Под национально-региональной системой независимого мониторинга и оценки качества образования нужно понимать систему внешней оценки результатов образования в интересах личности, общества, рынка труда, государства и непосредственно самой системы образования. Предполагается обеспечить создание новых инструментов и оценочных процедур (включая международные исследования качества образования) как в общем, так и в профессиональном образовании, а также развитие контрольно-надзорных механизмов на всех уровнях образования.

Первый этап - 2016 - 2017 годы. В результате реализации этого этапа будут апробированы и внедрены модели и комплексы мер, начатые в рамках развития образования на 2011 - 2015 годы. В ходе данного этапа необходимо обеспечить гибкое и эффективное обновление и корректировку внедряемых моделей и проводимых мероприятий с учетом изменений нормативно-правовой базы в сфере образования и складывающейся правоприменительной практики, а также завершено строительство объектов, начатое ранее в рамках указанной федеральной целевой программы.

Второй этап - 2018 - 2020 годы. В результате реализации этого этапа произойдут принципиальные изменения структуры образовательных организаций в системе среднего профессионального и высшего образования и будут внедрены в практику новые механизмы их функционирования, ориентированные на перспективные среднесрочные и долгосрочные прогнозы экономического и социального развития Российской Федерации. Получат широкое распространение новые образовательные программы магистратуры и аспирантуры и технологии их реализации. Будет обеспечено распространение и практическое внедрение новых содержания и технологий общего (включая дошкольное) и дополнительного образования, реализованы эффективные механизмы вовлечения учащихся и студентов в социальную практику. Начнет эффективно функционировать общероссийская независимая система оценки качества образования и образовательных результатов, основанная на принципах профессионально-общественного участия. Будет обеспечено эффективное управление системой образования в ее новых качественных параметрах, достигнутых в ходе реализации мероприятий Программы, будут реализованы инвестиционные проекты по строительству объектов социальной, учебно-лабораторной, физкультурно-спортивной, хозяйственной и коммунальной инфраструктуры.

Мероприятие 1.2 "Разработка и распространение в системах среднего профессионального и высшего образования новых образовательных технологий, форм организации образовательного процесса";

Концепция развития образования на 2016-2020 годы была утверждена Правительством РФ и подписана Д.А. Медведевым 29 декабря 2014 года (№ 2765-р). Необходимость её создания обоснована окончанием срока действия предыдущей государственной программы образования, рассчитанной на 2011- 2015 годы. Настоящий документ, официально называемый «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы», определяет цели и задачи, направления и мероприятия, средства и этапы реализации перспективной программы развития Российского образования на всех уровнях, исходя из требований концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Основные цели и задачи новой Концепции Образования

Главной целью предлагаемой программы является возможность для наиболее эффективного развития образования в РФ, которое должно быть направлено на «формирование конкурентноспособного человеческого потенциала», способного реализовать себя не только в пределах РФ, но и в мировом масштабе.

Достижение названной цели возможно через постепенное решение задач, которые позволяют выпускникам совершенствоваться с точки зрения получения профессиональных навыков в различных ОО.

Также делается упор на развитие компетентностей педагогов и руководителей. Они должны освоить программы и методики работы с детьми разного уровня обучения, имеющими ОВЗ и национальную идентичность.

Данная концепция предлагает распространять опыт научной, практической и творческой деятельности. Это необходимо, чтобы своевременно выявлять и поддерживать одарённых детей, позволять им самосовершенствоваться и достигать определённого личностного роста. В числе приоритетных задач называется необходимость создания инфраструктуры, позволяющей на высоком уровне реализовывать программу образования.

Направления реализации

В представленной концепции проанализирован опыт и результаты внедрения программы образования 2011-2015 гг и предлагаются пути реализации новой. Ведущим направлением деятельности называется повышение конкурентной способности выпускника российской системы образования на национальном и мировом уровне.

Не менее важно проводить обновление кадрового потенциала педагогов и административного корпуса, создавать условия для реализации индивидуальной траектории развития ученика, делать упор на социальную ориентированность мероприятий, доступных для участия в них любого ребёнка, том числе имеющего ОВЗ, улучшать материально-техническую базу ОО.

Одним их существенных направлений в реализации программы является решение вопроса об оценке качества образования. С этой целью должны быть сформированы национальная и региональная системы независимого мониторинга ОО всех уровней. Предполагается, что участники образовательной деятельности и независимые эксперты разработают новые инструменты и процедуры для исследования качества образования на разных ступенях, в том числе и профессиональной.

Основополагающим подходом называется проектно-целевой подход. Он призван использовать механизмы реализации проектов на конкурсной основе. Благодаря этому станет возможным достижение более высокого уровня мотивации и ответственности всех участников проектной деятельности.

Мероприятия реализации

Разработчики новой программы образования предлагают проводить её реализацию посредством проведения традиционных мероприятий и комплексных проектов, направленных на:

  • внедрение современных образовательных программ, обновлённой структуры ВУЗов и проведение модернизации системы заочного обучения;
  • отслеживание результатов трудоустройства и самоопределения выпускников ОО;
  • переход на заключение эффективного контракта с педагогами и руководителями ОО;
  • совершенствование системы мониторинга и оценки качества образования посредством независимого контроля;
  • привлечение потенциальных работодателей для участия в осуществлении государственного и частного партнёрства в системе профессионального и высшего образования.

Этапы реализации

Разработчик ФЦП образования на 2016-2020 гг – Министерство Образования и науки РФ — предлагает 2 варианта её реализации. Однако наиболее эффективным считает следующий (см. таблицу):

Данный вариант реализации программы кажется авторам предпочтительнее, поскольку позволяет более масштабно действовать при распространении опыта модернизации образования, который был получен в истекшем периоде и зарекомендовал себя с положительной стороны.

Финансовое обеспечение

В новой концепции развития образования предлагается использовать различные источники финансирования ОО. Большую часть расходов должен взять на себя федеральный бюджет. Участие в финансовом обеспечении примут муниципальные и внебюджетные организации, в том числе частные компании, заинтересованные в приобретении высококвалифицированных кадров для своих предприятий.

В данном видео подробно рассматривается Концепция развития образования в России на 2016–2020 годы .


Возможно, вас также заинтересует, какие входят в ЕГЭ 2016 года.

Заметили опечатку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Основные положения Концепции Федеральной целевой программы развития образования на годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от г р Начальник Управления образования администрации Каслинского муниципального района И.А. Пряхина


Миссия Программы: эффективное и результативное использование финансовых ресурсов для достижения целей и решения задач социально-экономического развития Российской Федерации. Цель Программы: обеспечение условий для эффективного развития российского образования, направленного на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала.


Задачи: развитие современных механизмов, содержания и технологий общего и дополнительного образования популяризации среди детей и молодежи научно- образовательной и творческой деятельности, выявление талантливой молодежи предполагается предоставление опций и создание условий для личностного развития детей и молодежи.


Проектно-целевой подход в котором могут быть реализованы комплексные проекты, на уровне образовательных организаций, муниципалитетов, регионов, апробацию этих моделей и их распространение на все образовательные организации, муниципалитеты и регионы. Основной механизм формирования и реализации Программы


Программа строится на базе сформированных инфраструктурных, организационных и методических результатов и эффектов, достигнутых в годах, и развивает их в интересах общества. Цель и задачи Программы, соответствуют Концепции долгосрочного социально- экономического развития и государственной программе. Обоснование выбора основного механизма реализации Программы:


Этапы реализации Программы. Первый этап годы. В ходе этого этапа необходимо обеспечить гибкое и эффективное обновление и корректировку внедряемых моделей и проводимых мероприятий с учетом произошедших изменений законодательства Российской Федерации и складывающейся правоприменительной практики, а также завершение строительства незавершенных объектов, начатого в рамках Программы на годы. Второй этап (годы) будет создана новая модель и структура образовательных организаций в системе высшего образования и среднего профессионального образования, получат широкое распространение новые образовательные программы магистратуры и аспирантуры и технологии их реализации. Будет обеспечено распространение и практическое внедрение нового содержания и технологий общего (включая дошкольное) и дополнительного образования, реализованы эффективные механизмы вовлечения детей и молодежи в социальную практику. Приобретут новое качественное состояние модели и инструменты оценки качества образования и образовательных результатов. Будет обеспечено эффективное управление реализованными в рамках Программы мероприятиями по развитию системы образования. Будут реализованы инвестиционные проекты по строительству объектов социальной, учебно-лабораторной, научной, физкультурно-спортивной, административной, хозяйственной и коммунальной инфраструктуры.


Направленность и содержание мероприятий Программы Реализация новых организационно-экономических моделей и стандартов в дошкольном образовании путем разработки нормативно-методической базы и экспертно-аналитического сопровождения ее распространения: обеспечение поддержки региональных программ развития дошкольного образования, внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования; создание в каждом регионе условий для государственно-частного партнерства в сфере дошкольного образования; обеспечение реализации в каждом регионе программ поддержки родительского просвещения для семей с маленькими детьми; повышение 95 процентов педагогических работников и управленцев системы дошкольного образования квалификации по новым образовательным программам.


Повышение качества образования в школах с низкими результатами и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях реализации пилотных региональных проектов и распространения их результатов; реализация пилотных проектов по повышению качества образования в школах с низкими результатами и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях; модернизация нормативно-методической базы работы в школах с низкими результатами и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях; распространение на все регионы лучших практик работы в школах с низкими результатами и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.


Создание сети школ, реализующих экспериментальные и инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания, путем конкурсной поддержки школьных инициатив и сетевых проектов: создание сети инновационных школ (не менее 200); отработка и готовность к распространению модели использования в школах новых технологий обучения и воспитания; поддержка региональных программ модернизации сети (формирования эффективных сетей) общеобразовательных организаций; создание национальных методических сетей по распространению конкретных образовательных технологий (не менее 30).


Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом путем разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений: реализация положений, предусмотренных Концепцией развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-р; создание и реализация концепции модернизации образования, обновление содержания образования в сфере русского языка, иностранного языка, истории, литературы и технологии; создание сетевых методических объединений учителей по предметным областям математики, русского языка, иностранного языка, истории, литературы и технологии.


Обеспечение роста качества педагогических кадров в школах путем конкурсной поддержки региональных программ и экспертно-аналитического сопровождения таких программ: внедрение во всех регионах оптимальных подходов к эффективному контракту с руководителями и педагогическими работниками организаций дошкольного, общего и дополнительного образования детей; реализация во всех регионах нового стандарта профессиональной деятельности, включая механизмы аттестации и профессионального развития учителей; реализация пилотных проектов привлечения и закрепления в школах лучших выпускников вузов и талантливых педагогов, выделение и распространение лучших практик.


Реализация концепции развития дополнительного образования детей на региональном уровне путем конкурсной поддержки регионов и распространения лучшей практики: создание условий для реализации концепции дополнительного образования детей; разработка и реализация региональных программ модернизации дополнительного образования детей; выделение и распространение лучших практик реализации региональных программ дополнительного образования детей; выделение и распространение лучших практик организации образовательного процесса в системе общего образования, моделей реализации программ дополнительного образования на базе организаций общего образования (включая практики и модели для детей с ограниченными возможностями здоровья); обеспечение функционирования системы мониторинга дополнительного образования.


Привлечение организаций высшего и профессионального образования к работе с талантливыми детьми путем конкурсной поддержки проектов сезонных и заочных школ, конкурсов и олимпиад: обеспечение ежегодного проведения сезонных школ для талантливых детей и молодежи вузами и организациями среднего профессионального образования; обеспечение ежегодного проведения всероссийских конкурсов для талантливых детей вузами и организациями среднего профессионального образования; обеспечение функционирования национальных заочных школ для мотивированных школьников.


Реализация мер популяризации среди детей и молодежи научно- образовательной и творческой деятельности, выявления талантливой молодежи: развитие научно-технического и инновационного творчества детей и молодежи путем конкурсной поддержки центров научно- технического творчества молодежи и распространения их опыта; реализация механизмов вовлечения молодежи в активную социальную практику; совершенствование моделей и механизмов организации отдыха и оздоровления детей; разработка и реализация комплекса мер по формированию здорового образа жизни среди обучающихся.


Развитие научно-технического и инновационного творчества детей и молодежи путем конкурсной поддержки центров научно-технического творчества молодежи и распространения их опыта: создание механизмов стимулирования молодежного творчества, профессионального и личностного развития; разработка во всех регионах региональных программ поддержки научно-технического творчества молодежи; создание и обеспечение деятельности модельных центров научно- технического и инновационного творчества молодежи.


Формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов: развитие национально-региональной системы оценки качества общего образования путем реализации пилотных региональных проектов и создания национальных механизмов оценки качества; развитие системы оценки качества в среднем профессиональном и высшем образовании путем поддержки независимой аккредитации и оценки качества образовательных программ; включение России в международные исследования качества образования; экспертно-аналитическое, информационное, правовое, методическое и научное сопровождение программных мероприятий в области развития образования; поддержка инноваций в области развития и модернизации образования


Развитие национально-региональной системы оценки качества общего образования: реализация пилотных проектов создания региональных систем оценки качества на всех уровнях общего образования (включая дошкольное); обеспечение подготовки не менее 2000 специалистов по оценке качества общего образования и оценочным материалам; создание национального мониторинга образовательных достижений, позволяющего оценивать качество образования в региональном и национальном масштабах по основным дисциплинам не менее чем в 3 периодах обучения; создание национальных фондов сертифицированных оценочных средств; модернизация процедур и механизмов единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации; обеспечение функционирования системы мониторинга оценки образовательных результатов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; формирование механизмов привлечения общественности к оценке качества общего образования на всех его уровнях; создание открытых систем данных для формирования пользовательских рейтингов.


Экспертно-аналитическое, информационное, правовое, методическое и научное сопровождение программных мероприятий в области развития образования: осуществление экспертно-аналитического, экспертно-организационного и мониторингового сопровождения реализации мероприятий Программы; осуществление информационного и информационно-методического сопровождения хода реализации Программы; осуществление комплексного научно-практического и научно-методологического сопровождения научно-исследовательской деятельности, осуществляемой в рамках Программы; оказание методической поддержки субъектам Российской Федерации в части разработки и реализации региональных государственных программ в сфере образования; обеспечение экспертно-аналитического сопровождения использования субсидий в рамках реализации мероприятий Программы; модернизация и внедрение информационно-коммуникационных инструментов и технологических механизмов комплексного управления Программой; обеспечение проведения регулярного анализа зарубежного опыта в разработке и реализации государственных и региональных программ развития образования, разработка механизмов его адаптации и учета в рамках реализации Программы, а также программ развития образования субъектов Российской Федерации, формируемых и реализуемых в годах; экспертно-аналитическое сопровождение правового обеспечения модернизации системы образования в рамках Программы.


Cинергетические социально-экономические эффекты реализации мероприятий Программы: повышение конкурентоспособности российского образования, качества человеческого капитала, обеспечение потребностей развивающейся экономики в квалифицированных кадрах и повышение эффективности их использования; повышение эффективности и результативности использования бюджетных средств в сфере образования путем реализации комплексных системных проектов, направленных на всех участников образовательной деятельности; внедрение и распространение новых моделей образовательных организаций, технологий реализации образовательных программ всех видов и уровней, обновление моделей и механизмов управления образованием; совершенствование механизмов и инструментов вовлечения молодежи в активную социально значимую деятельность, направленную на становление личности детей и профессиональную самореализацию молодежи; достижение нового качественного состояния всех элементов системы оценки качества образования и образовательных результатов.


При формировании проектов Программы используются механизмы, обеспечивающие: управление, предусматривающее обеспечение достижения результатов реализации Программы, измеряемых на основе системы целевых показателей; целевой подход, предусматривающий решение задач Программы, направленных на системные изменения в сфере образования; комплексный подход, предусматривающий аналитическое обоснование, научно-методическое сопровождение, получение результатов, апробацию и внедрение результатов, нормативно-правовое, а также кадровое, информационное и материально-техническое обеспечение. Одним из основных механизмов формирования проектов Программы является механизм обратной связи, обеспечивающий широкое привлечение общественности и научно-педагогического сообщества к разработке проектов Программы, а также к ее реализации и оценке результатов реализации Программы.


Целевые показатели (индикаторы) Программы Развитие современных механизмов, содержания и технологий общего и дополнительного образования: Доля регионально-муниципальных систем дошкольного образования, в которых созданы условия и механизмы для государственно-частного партнерства в сфере дошкольного образования, в общем количестве регионально-муниципальных систем дошкольного образования Доля учителей, освоивших методику преподавания по межпредметным технологиям и реализующих ее в образовательном процессе, в общей численности учителей Доля региональных систем общего образования, в которых успешно реализованы проекты по повышению качества образования в общеобразовательных организациях, показавших низкие образовательные результаты по итогам учебного года, и в общеобразовательных организациях, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в общем количестве региональных систем общего образования Количество субъектов Российской Федерации, в которых реализуются региональные программы модернизации дополнительного образования детей


Реализация мер популяризации среди детей и молодежи научно- образовательной и творческой деятельности, выявление талантливой молодежи Доля детей и молодежи, охваченных новыми программами непрерывного образования и воспитания в период их отдыха и оздоровления, в общей численности детей и молодежи Доля субъектов Российской Федерации, в которых разработаны и реализуются региональные программы поддержки научно- технического творчества молодежи и успешно действуют центры научно-технического творчества детей и молодежи, в общем количестве субъектов Российской Федерации Доля образовательных организаций, в которых разработаны и внедрены модели и механизмы развития спортивной и физкультурной инфраструктуры, в общем количестве образовательных организаций


Формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов Доля субъектов Российской Федерации, в которых созданы и функционируют региональные системы оценки качества дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования, дополнительных общеобразовательных программ, в общем количестве субъектов Российской Федерации Доля региональных систем образования, в которых разработаны и распространены для использования оценочные инструменты (на основе международных) в целях проведения внутрирегионального и межрегионального анализа и оценки качества образования, в общем количестве региональных систем образования